Небольшая шатровая церковь третьей четверти XVI века. Построена по образцу Успенской церкви Брусенского монастыря в Коломне (1552 год). От своего прототипа унаследовала интересную особенность: отсутствие восьмерика, на котором обычно размещался шатер. В данном случае он возносится непосредственно над кубом основания.
Церковь разорена, давно стоит без должного ухода. По некоторым сведениям предпринимаются попытки её реставрации, в большие праздники тут даже проводят службы. Когда-то можно было свободно попасть внутрь: там сохранились редкие фрагменты старинных росписей и остатки архиерейского места, над которым помещено рельефное изображение епископской митры. В последние пару лет поставлена новая дверь, боковые белокаменные порталы замурованы, что, может, и правильно – у приходящих сюда людей могут быть разные цели...
Как добраться:
На автомобиле по старому Рязанскому шоссе до Непецино, повернуть направо и ехать 9 км до села Шкинь, там у Свято-Духовской церкви снова направо, затем первый поворот налево на мост через Северку. Или по Рязанскому шоссе, поворот направо в Степанщино, доехать до Свистягино и при въезде повернуть налево, проехать по окраине деревни и далее будет щебеночная колея до Прусс. Дороги местами оставляют желать лучшего, но побывавшие у церкви геокэшеры пишут, что проехать можно на любом автомобиле.
Из истории:
Впервые храм упомянут в Писцовой книге 1577-1578 годов. Селом Пруссы, где он был построен, владел в то время боярин Иван Васильевич Шереметев (погиб в 1577 году). Впоследствии село продали коломенским епископам, которые устроили здесь одну из своих летних резиденций.
В 1660-х годах здание церкви несколько переделывают. В ходе обследования храма в 1993-1995 годах В.В. Кавельмахер и Е.И. Рузаева обнаружили основания убранных в то время закомар и кокошников. Вместо них появляется нарядное убранство окон и карнизы. Первоначальный же облик памятника реконструируется Рузаевой следующим образом:
В XIX веке к церкви пристраивают трапезную и деревянную колокольню. Колокольню, видимо, разобрали уже вскоре после закрытия храма в 1930-е, а вот трапезная сохраняется до 1950-х. Кто и зачем её потом сломал – не ясно. Даже православные газеты пишут, что «история реликвий храма и его разорения безбожниками пока мало изучена».