Сейчас от когда-то известного северного монастыря остались одни руины. В 2005 году епископ Архангельский и Холмогорский Тихон освятил неподалёку от бывшего монастыря поклонный крест в память преподобного Кирилла Челмогорского.
Место красивое и, как говорят, "сильное". Открывается замечательный вид на реку Челму, которая впадает в озеро.
Помимо традиционной истории монастыря, обратите внимание на реликтовую Ель - уж больно сильное влияние она оказала на известного исследователя Севера Г.П. Гунна, который после посещения пустыни "заболел" этим местом и даже написал книгу про ель.
Ссылка на его книгу приведена ниже.
Как добраться:
По дороге Каргополь-Пудож (Р2) от Каргополя, не доезжая Лекшмозера (со стороны Каргополя).
Надо оставить машину в точке N 61° 37.694' E 38° 10.515' (там установлен памятный крест) и далее пешком около 7 км.
Из истории:
В 1316 году св. Кирилл Челмогорский, постриженник новгородского Антониева монастыря, выбрал для проживания гору Челму в чудских землях. Первую зиму он прожил в пещерке, затем построил деревянную келию и часовню. К концу жизни св. Кирилла вся местная чудь с большим трудом, но была крещена. Для новообращенных преподобный построил храм в честь Богоявления. Скончался св. Кирилл 8 декабря 1368 года. Через десять лет после смерти св. Кирилла, в 1378 году Кирилло-Челмогорский монастырь был как бы заново основан иеромонахом Арсением.
В XV веке была воздвигнута новая Богоявленская церковь с приделом великомученицы Екатерины.
Иоанн Грозный пожаловал монастырю пашенные земли, сенные покосы, леса, озёра и небольшие речки, велел отписывать монастырю часть каргопольских доходов. Есть сведения, что в Кирилло-Челмогорский монастырь была сослана одна из жен Ивана Грозного.
В 1612—1615 годах монастырь несколько раз опустошался (сжигался) литовцами.
В 1633 монастырю была выдана грамота митрополита Новгородского и Великолуцкого Киприана с благословением на строительство двух храмов — Богоявления Господня и Благовещения Богородицы, в 1637 году — ещё одна грамота с благословением на строительство третьего храма над Святыми воротами во имя Великомученицы Екатерины.
Церковь св. Екатерины не упоминается в документах после 1656 года (видимо, сгорела). В 1674 году взамен сгоревшей Благовещенской построена Успенская церковь. Кроме того монастырь имел своё подворье в Каргополе.
В 1764 году монастырь попал под секуляризацию Екатерины II (передача церковных земель государству), затронувшую многие обители, но через 100 лет был возобновлен.
В 1844—1845 годах на месте старого Богоявленского храма усердием купца Михаила Николаевича Лыткина построен новый Богоявленский собор с приделом во имя св. Кирилла Челмогорскаго. В 1845 году строения бывшего монастыря были приписаны к Александро-ошевенскому монастырю.
В 1880-х годах Челмогорский монастырь получает относительную (хотя официально и не подтверждённую) самостоятельность. В 1880 и 1887 годах монастырь страдает от пожаров. В 1897—1899 годах Богоявленский храм вновь перестраивается. В 1904 году указом Святейшего Синода монастырь официально получает самостоятельность.
Вскоре после революции, не позднее 1920 года, монастырь был упразднен. Все храмы были разрушены до самого фундамента. На монастырской территории в середине XX века располагался лесопункт, жили сезонные рабочие, которые разрушили и сожгли те постройки, что еще оставались. С тех пор монастырь не восстанавливался.
Теперь обитель находится в полном запустении. От двух белокаменных храмов - только руины, от ограды - груда кирпичей. Почти ничего не напоминает о когда-то бывшей здесь пустыни, кроме маленьких, безымянных могилок с замшелыми покосившимися крестами в древней еловой «святой роще» да великанши ели, одиноко стоящей на Чёлме-горе.