Один из крупнейших и великолепнейших дворцов окрестностей Петербурга. Основная часть дворцово-паркового ансамбля относится к XVIII в. Само здание дворца является типичным примером позднего барокко.
Адрес: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Садовая, дом 7.
тел.: (812) 465–2024 (автоответчик),
(812) 465–9424 (администратор)
Из истории:
Архитектура и убранство Екатерининского, или как его еще называют Большого дворца, изменялась и модифицировалась со сменой эпох и личными пристрастиями российских правителей.
Сам дворец был заложен в 1717 году под руководством Иоганна Фридриха Браунштейна как летняя резиденция Екатерины I, жены Петра. Первый дворец представлял собой небольшое двухэтажное сооружение, типичное для русской архитектуры начала XVIII века.
В 1743 году Елизавета Петровна захотела расширить дворец, архитектором был выбран М.Г.Земцов, но замыслы зодчего не были реализованы из-за его смерти. После него работы вели А.В.Квасов и С.И.Чевакинский.
В 1752 году Бартоломео Франческо Растрелли, оберу-архитектору императорского двора, было поручено капитально перестроить здание дворца, так как императрица сочла его слишком старомодным. Именно в результате этих перестроек дворец приобрел свой нынешний вид в стиле русского барокко.
30 июля 1756 года состоялась презентация нового дворца, архитектор показал его императрице и восхищенной публике. Дворец выглядел очень празднично, голубой цвет фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом придавали торжественности. Декор в виде атлантов, львиных масок и прочая лепнина украшали дворец. На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 кг червонного золота - в общем, дворец был шикарным.
Тогда же в Царскосельский дворец была перевезена Янтарная комната - одно из самых известных помещений Большого дворца. Основное убранство Янтарной комнаты, изготовленное в начале XVIII века в Пруссии, было подарено Петру в 1716 году королем Фридрихом Вильгельмом I. Сначала оно было смонтировано в Зимнем Дворце, а потом перенесено в Царское Село. В годы войны убранство Янтарной комнаты было вывезено фашистами в Кёнинсберг, дальнейшая судьба экспонатов неизвестна. До сих пор ходят легенды и мифы о подлинном сокровище. Представленная же сейчас во дворце комната, является результатом восстановления убранства в полном объеме отечественными мастерами к 300-летию Петербурга, работы велись с конца 1970-х годов.
Вернемся же к архитектуре дворца, изменения продолжились в 1770-х годах при Екатерине II и коснулись в основном внутреннего убранства. Она пожелала украсить свои апартаменты в соотвествии с модными веяниями античного искусства. Работы были поручены шотландскому архитектору Ч.Камерону. Он создал Арабесковую и Лионскую гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка), Опочивальня. К сожалению все эти залы погибли в годы Великой Отечественной Войный и до сих пор не восстановлены.
Комнаты, предназначенные для Великого князя, будущего Павла I, и его супруги Марии Федоровны, созданные в это время также Камероном, ныне воссозданные: Зеленая столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая, гостиные и Опочивальня.
В 1817 году по заказу Александра I архитектором Стасовым были созданы комнаты с рабочим кабинетом, посвященные победам русской армии в войне 1812 года. В 1860-63 годах во дворце появилась Парадная лестница, спроектированная И.А.Монигетти, выполненная в стиле рококо.
Шикарный дворец сильно пострадал от рук фашистских оккупантов, не все интерьеры еще восстановлены, да и можно ли их восстановить в полной мере? Тем не менее восстановительных работ проведено немало, не удивительно, что дворец привлекает к себе множество туристов, поэтому, идя осматривать интерьеры, нужно быть морально готовым к толпам иностранных туристов и бесконечным группам. Индивидуальные туристы вообще, кажется, не очень катируются, их впускают не с парадного входа, а сбоку, с парковой стороны, и по определенному расписанию. Туристов галопом проводят по дворцу, показывая основные Расстреллиевские интерьеры, знаменитую Янтарную комнату, в которой не дадут порассматривать экспонаты, а в стороне остается множество интересного, интерьеры Камерона не считаются столь популярными. В общем, туристический конвейер тут налажен.