Парк - часть дворцово-паркового ансамбля. На территории парка расположены различные сооружения, являющиеся самостоятельными произведениями искусства. В некоторых открыты экспозиции. "Агатовые комнаты", "Холодные бани". (10-17, вых. пн, вт)
Надо заметить, что Екатерининский парк плавно перетекает в Александровский парк и связан с Боболовским парком, то есть в принципе за одну прогулку, можно посмотреть все интересующие объекты в парках.
Одновременно с дворцом создавался и развивался придворцовый парк. Сначала была создана регулярная часть, получившая в дальнейшем название "Старый сад", затем в моду стали входить пейзажные парки, то есть где создавались целые ландшафты, пейзажная часть получила название "Английского сада".
Наиболее старая, регулярная часть парка создавалась в первой половине XVIII века. Первые садовые мастера в 1720-х годах тут были Я.Роозен и И.Фохт. В это время здесь появились крытые аллеи, декративные водоемы и беседки.
При Елизавете Петровне и кардинальной переделке дворца 1743 года, сад расширяется, добавляются новые элементы ландшафтного дизайна, над которыми работали Квасов, Чевакинский, Растрелли.
Регулярная часть Екатерининского парка расположена между Екатерининским дворцом, Каскадными прудами и Большим прудом. Центральная аллея Старого сада — главная композиционная ось Екатерининского дворцово-паркового ансамбля — соединяет Екатерининский дворец с павильоном "Эрмитаж".
Непосредственно перед дворцом бросаются в глаза затейлевые узоры, напоминающие паркет дворцовых залов. Такая своебразная мозаика, созданная из битого кирпича, песка разных оттенков, мелких осколков стекла, были типичными элементами регулярных парков XVIII века.
В плане регулярного парка лежит правильная, симметричная организация деревьев, кустарников и различных строений вокруг центрального объекта - дворца.
Парк был воссоздан в послевоенные годы по чертежам и историческим документам Квасова, Чевакинского, Растрелли.
В 1780-1790-е годы с левой части дворца появляется комплексы "Агатовых комнат", "Холодных бань", "Висячего сада" архитектора Камерона.
К концу XVIII века интерес к регулярному парку исчезает, и в 1770-е годы к югу от Старого парка начинается формирование пейзажной части.
Пейзажный парк начинается сразу за архитектурным ансамблем Камерона. Его строительство относится к 1770-80-м годам. Главным архитектором проекта был В.Неелов, который был отправлен сначала для обучения парковому искусству в Англию, поэтому пейзажная часть парка часто называется Английской. Помогал Неелову Дж.Буш, извесный английский архитектор. В то время в моде было подражание парков естественным ландшафтам, формированию натуральных пейзажей.
При создании пейзажного парка были прокопаны многочисленные водные протоки, созданы насыпные холмы и горки, высажены тысячи деревьев разных пород. Центром парка стал Большой пруд. В живописные пейзажи парка органично вплетаются экзотические павильоны в виде древних руин, готических и турецких сооружений, китайских беседок, всевозможные мостики, башни и колонны, созданные архитекторами Ч. Камероном, Дж. Кваренги, В. Нееловым, И. Нееловым, П. Нееловым, А. Ринальди, Ю. Фельтеном, Л. Руска, И. Монигетти, а также целая коллекция т.н. памятников Славы, поставленных в честь побед русского оружия в войнах с Турцией.
Отдельные объекты в парке:
В регулярной части
павильон Эрмитаж - архитектор Земцов и Растрелли - крошечный обеденный дворец с подъемными столами.
Камеронова галерея (1786) с примыкающими к ней Холодными банями и Агатовыми комнатами.
Кагульский обелиск, Морейская колонна
Гранитная пирамида - сюда Екатерина приходила оплакивать своих любимых собачек Тома Андерсона, Дюшес и Земиру.
Турецкая баня - была построена по приказу Николая I в виде мечети.
Орловские ворота 59°42.564' 30°22.964'
Чесменская колонна и "зал на острову" - сюда ходит паромчик.
Башня Руина 59°42.578 30°23.048
Декоративная постройка, призванная производить впечатление полуразрушенного временем сооружения. Возведена по проекту архитектора Ю.М.Фельтена в 1771 году в память русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Мощная каменная башня в виде колонны увенчана круглой полуразрушенной беседкой со сквозными готическими проемами. С площадки, находящейся на высоте 21 метр, открывается изумительный вид на озеро и парк.
Стены башни расписаны и их поверхность покрыта декоративными трещинами, имитация старины.
Мраморный мост 59°42.615 30°23.335
архитектор Василий Неелов, также мост называют Палладиевым. (фото вверху страницы)
Готические ворота 59°42.532 30°23.232
Готические ворота были отлиты в Екатеринбурге в 1778-1778 годах по проекту Ю.М.Фельтена. Рисунок ворот был заимствован архитектором из английского альбома «Gothic Decorative Architecture», известного в России уже в 1760-х годах.
Работы по установке ворот начались в 1779 году, когда выкопали рвы и соорудили фундаменты. В 1780 году в Царское Село доставили более 25 тонн чугунных отливок. В течение лета этого же года ворота собрали и поставили на место.
Фото: Корнюшенко Е.
Текст: Корнюшенко Е.
Библиография:
Гл. ред. Лаппо Г.М. Города России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2006.