Парк находится рядом с Павловским дворцом.
Парк создавался в период моды и популярности античного искусства, по этой причине многие парковые сооружения выполены по античным мотивам в классическом духе: амфитеатр, колоннада Аполлона, храм Дружбы.
В парке:
Пиль башня 59°41.605 30°27.703
Небольшой лабиринт из зеленых подстриженных кустарников
59°41.123 30°27.455
Колоннада Апполона
59°41.146 30°26.887
На высоком берегу Славянки в 1783 году по замыслу Камерона напротив дворца была установлена Колоннада Аполлона, сложенная из известняка, со статуей в центре. Колоннада была замкнутой, но в начале XIX века она обрушилась во время грозы. Центральную фигуру бронзового Апполона перенесли на площадку "Двенадцать дорожек". Однако через некоторое время было решено, что обрушенная колоннада выглядит как натуральная руина, и в 1826 году в центре была поставлена чугунная статуя Аполлона, покрашенная в белый цвет.
.jpg)
Храм дружбы
59°41.300 30°27.350
Храм Дружбы, возведенный по проекту Ч. Камерона в 1782 году, - наиболее примечательное архитектурное сооружение в долине реки. Круглый павильон с 16 колоннами и невысоким куполом стоит на маленьком полуострове. Храм Дружбы должен был символизировать признательность владельцев Павловска - Павла I и его супруги - Екатерине II. Внутри Храма расположена статуя богини мудрости Минервы, имеющая сходство с императрицей, а надпись над входом золочеными буквамигласит: "Любовь, почтение и благодарность посвятили" (надпись исчезла в послереволюционные годы). Статуя была случайно разбита в ходе реставрационных работ в 1938 году.
.jpg)
Чугунный мостик
59°41.26730°27.417
Чугунный мостик у Храма дружбы, созданный по проекту Росси в 1823 году, - один из лучших в парке. Отлитый на Александровском чугунолитейном заводе в Петрозаводске, он выглядит легким, почти невесомым. По углам мостик украшен довольно большими декоративными вазами, похожими на чаши, с ручками в виде сплетенных жгутов.
.jpg)
Каскад прудов
59°41.350 30°27.267
Сразу же за Чугунным мостиком, за узкой лентой реки открывается вид на другое водное пространство - Круглый пруд. В отличие от движущейся водной поверхности реки вода в пруду совершенно спокойная и благодаря отражению в нем окружающей растительности пруд кажется призрачным зеленым лугом. В глубине пруда - каменная отвесная стенка, увенчанная балюстрадой и вазами. В те дни, когда в природе много воды, из стенки "полотенцем" стекает струя, падая на поросшие мхом камни. Это Большой каскад (Ч. Камерон, 1787 г.). Сооруженный первоначально в виде естественного водопада, в 1792-1794 годах он оформляется В. Бренной, как подпорная стенка, характерная для декоративных итальянских садов. Справа от каскада еще и сейчас выделяется небольшой холмик. На этом месте на рубеже XVIII и XIX веков возвышалась статуя Цереры из черного мрамора, изображенная на многих картинах Павловского парка. Она играла значительную роль в панораме берегов Круглого пруда, но бесследно пропала еще в XIX веке.
Амфитеатр
59°41.533 30°27.567
Одна из аллей Старой сильвии ведет к Амфитеатру (Бренна, 1793 г.). Амфитеатрами в парках XVIII- XIX веков назывались специфические садовые затеи, в которых использовались мотивы античных зрелищных сооружений. В Павловске Бренна расположил Амфитеатр по обе стороны реки. На правом берегу - Каменный амфитеатр в виде миниатюрного греческого театра, а не амфитеатра-постройки с кольцевым расположением мест для зрителей. Напротив, на левом берегу, был сделан Земляной амфитеатр, представлявший собой ряд земляных террас и лестниц с зелеными кулисами, предназначенный для устройства разнообразных представлений, развертывавшихся перед публикой, находившейся на Каменном амфитеатре. В центре Каменного амфитеатра была установлена белая мраморная статуя, простоявшая на своем пьедестале долго. Ее злоключения начались в 1920 году, ее многократно скидывали с пьедестала и всячески повреждали.
Мавзолей Павлу I_59°41.602 30°27.968
В одном из самых уединенных и далеких уголков Новой Сильвии на переходе через овраг - Мавзолей Павла I (арх. Ж. Тома де Томон, 1808 г.). Мавзолей - название более позднего времени. Первоначально его называли Храм Павла I или Памятник Павлу I и никогда не было местом погребения Павла.
Строгие формы античного храма, монументальные гранитные колонны у входа, стены из желтого известняка, увенчанные поясом из плачущих масок, - все это как нельзя более соответствует траурному характеру постройки. Через решетчатые ворота мы видим интерьер храма. У стены напротив входа располагается мраморный кенотаф - ложное надгробие (И. Мартос, 1809 г.). Над ним в тимпане свода - гипсовые фигуры амуров, символизирующие скорбящие науки и искусства (Ж. Камберлен, 1809 г.).
фото и текст Корнюшенко Е.